Задачи НОД:
Коррекционно - образовательные:· Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть соседей числа;
· Закрепить представления о составе чисел 7 и 8 из двух меньших чисел;
· Закрепить умение составлять и решать простые арифметические задачи;
· Закрепить умение пользоваться силой и высотой голоса, изменять темп и интонацию речи;
· Упражнять в умении выделять первый и последний согласный звук в словах;
· Закрепить умение определять позицию заданного звука в словах (начало, середина, конец);
· Упражнять в подборе слов – антонимов;
· Совершенствовать навыки звукового анализа;
· Учить высказывать и обосновывать свои ответы, строить простейшие умозаключения.
Коррекционно - развивающие: · Создать условия для развития логического мышления;
· Развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе; договариваться, учитывать мнение партнера.
Коррекционно – воспитательные:· Формировать навыки взаимо - и самоконтроля, самооценки;
· Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, в паре.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, решение логических и арифметических задач, выполнение звукового анализа слов, выделение звука из состава слова, определение позиции звука в словах, чтение сказки Катаева «Цветик - семицветик»
Оборудование: магнитная доска.
Демонстрационный материал: цветок «Цветик - семицветик», дома под номером 7 и 8, изображение дома на доске, мяч.
Раздаточный материал: цифры от 0 до 9, математические знаки для решения арифметических задач, карточки с арифметическими задачами, предметные картинки, звуковые линейки и фишки – символы звуков
Ход занятия:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу
Воспитатель: Дружно встали все мы в круг?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Будем мы считать, играть,
слова по звукам разбирать.
Воспитатель: Сегодня занятие у нас будет необычным,
я приглашаю Вас в сказку.
А вот в какую вы узнаете, отгадав мою загадку.
Педагог загадывает детям загадку:Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
Удивительной раскраски,
Он волшебный, он из сказки (Цветик – cемицветик)
Воспитатель: Почему цветок назвали «Цветиком-семицветиком»? В чем волшебная сила этого цветка?
Воспитатель: Ребята, а какие еще вы знаете сказки с числом 7?
(«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и 7 гномов», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» и.д.).
Воспитатель: Ребята, число семь встречается не только в сказках, но и в пословицах и крылатых выражениях. Вспомните их.
(«Семеро одного не ждут»,
«Семь раз отмерь – один раз отрежь»,
«Семь бед – один ответ»,
«На седьмом небе от счастья»).
Воспитатель: Ребята, у нас тоже есть цветик – семицветик, его нам прислала девочка Женя из сказки. Последний лепесток цветика - семицветика потерял свою волшебную силу, и Женя не может помочь мальчику Вите. Чтобы волшебная сила восстановилась, вы должны выполнить задания на шести лепестках.
Воспитатель: Оторвём первый лепесток и произнесем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы справились с 1 заданием
2 Задание «Разминка для ума»
- Посчитай от 10 до 1
- Назови соседей числа 6, 4.
- Я задумала число оно больше 4, но меньше 6; больше 7, но меньше 9.
- Какое число больше, чем 6 на 1?
- Какой день недели я пропустила понедельник, вторник, …, четверг, пятница и т.д?
- Назови число, следующее за числом 1, 2, 3;
- Какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2;
- Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4.
Воспитатель: Оторвём второй лепесток. А мы ребята, все вместе произнесем волшебные слова
громко…
3 задание «Засели домики числами»
На улице, где живет девочка Женя очень много домов: если в доме 4 этажа, то это дом… (четырёхэтажный), 6 этажей…(шестиэтажный) и т.д. Как одним словом назвать дома из 6, 7, 8 этажей – (многоэтажные), а если в доме один этаж – (одноэтажный).
Помогите расселить жильцов в дома под номерами 7 и 8.В квартирах слева уже живут жильцы,
добавьте жильцов в квартиры справа так, чтобы вместе на одном этаже было равно тому числу какой номер у дома.
Для этой работы давайте разделимся на 2 команды, а помогут нам в этом кирпичики – лего. Возьмите по одному кирпичику – лего. У кого кирпичик желтого цвета станьте от меня по правую руку, у кого кирпичик синего цвета по левую руку. Итак, у нас две команды. На столе лежат цифры, возьмите по одной цифре и расселите цифры по квартирам.
После выполнения команды проверяют друг у друга задание.
Воспитатель: Оторвём третий лепесток. А мы ребята, все вместе произнесем волшебные слова
тихо…
4 Задание «Реши задачу»
Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание вам надо разделиться на пары. В этом нам опять помогут кирпичики – лего. Возьмите по одному кирпичику - лего. Найдите свою пару… (по кирпичикам одинакового цвета).
На карточках нарисованы задачи. Составьте и решите задачи с помощью цифр и математических знаков.
После решения задач, дети осуществляют взаимопроверку.
Физкультминутка «Полезная зарядка»
Вот полезная зарядка.
Выполняйте по порядку:
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь.
Свои плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели встали, сели встали
Вы надеюсь не устали?
Надо вам спокойно встать
И спокойно подышать.
Логопед: Я предлагаю вам взять наши круглые подушечки и сесть (садятся на пуфики). Оторвём четвёртый лепесток и произнесем волшебные слова
быстро….Ребята, скажите, кто сейчас сидит самый первый? Последний? (ответы детей)
Так и звуки в словах, могут стоять в начале, а могут в конце. Я предлагаю вам поиграть в игру..
5 Задание «Игра с мячом»
Логопед кидает мяч каждому ребёнку по очереди и называет слово. В первом круге дети выделяют первый звук, во втором – последний)(Слова: ПАРК, ДОМ, ТОЧКА, КОШКА, ГОД, БОЧКА, ШУБА, СОМ, ЖАБА, ЗОНТ
МАК, ДОМ, ПАР, СОН, КОМПОТ, ДРУГ, КОВШ, НАСОС, ЗАБОР, ЗАМОК…)
Логопед: Молодцы, ребята. Пришла пора сорвать пятый лепесток.
(ребёнок отрывает его) А мы с ребятами произнесем волшебные слова
медленно…..Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам выбрать по одной картинке со стола и сесть на своё место.
Во названии ваших картинок есть звук «р», с которым мы знакомились на прошлых занятиях. Нам нужно заселить картинки в домик. (на доске нарисован домик с тремя окошками). Но сначала нужно обозначить звук фишкой. Какую фишку я должна взять? (синюю) Почему? (звук согласный) Почему он согласный? (есть преграда) А что мы ещё знаем о звуке «р»? (он твёрдый, звонкий) Как можно узнать, что звук звонкий? (приложить ладонь к горлу)
6 Задание «Рассели жильцов в домик»
Итак, в первом окошке будут жить картинки, в которых звук «Р» в начале слова, во – втором – где звук в середине, и в – третьем, где звук «Р» спрятался в конце. Я предлагаю вам каждому по очереди подойти к доске, красиво и чётко назвать картинку и разместить в нужном окошке. (дети выполняют задание)
Логопед: Давайте проверим, правильно ли мы расселили жильцов. (логопед называет картинки, выделяя голосом звук «р», в случае ошибки, переселяют слово, объясняя почему)
Логопед: А теперь оторвём шестой по счёту лепесток. А мы ребята, давайте произнесем волшебные слова
нараспев…Чтобы выполнить это задание, нам нужно пересесть за столы.
Ребята, вспомните сказку «Цветик – семицветик». Какое желание загадала девочка Женя, оторвав последний лепесток? (помогла Вите) Как мы можем назвать человека, который всегда придёт на помощь и не оставит в беде? (друг)
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг
Мне поможет верный…
(Друг.)7 Задание «Звуковой анализ»
А теперь возьмите фишки и звуковые линеечки и составьте схему слова «ДРУГ»
(затем один ребёнок выполняет задние на доске, остальные проводят взаимопроверку)
Логопед: Ребята, а что или кто может быть добрым? (люди, поступки, слова)
Я сейчас назову вам слова, а вы ответите мне словом, с добрым значением.
Игра «Наоборот»
Злой – добрый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Сломать - починить
Плохой – хороший
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Грустный – весёлый
Логопед: Остался у нас ребята один – единственный лепесток.
- Мы сегодня с вами на отлично выполнили все задания, и поэтому мы вернули цветику – семицветику его волшебную силу. Я предлагаю сорвать последний лепесток, и произнести волшебные слова
с радостью, выражением…..А сейчас каждый из вас может загадать своё желание, только не вслух, а про себя. Это желание может быть не только для вас, но и для ваших друзей, близких, вашей семьи. И если оно на самом деле доброе и от всего сердца, оно обязательно сбудется.
8. Итог занятия.
Какую сказку мы сегодня вспомнили? Ребята, какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей)