Замечательный предлог

Очень часто родители замечают, что дети не могут правильно связывать слова между собой, не употребляют в своей речи предлоги или употребляют их неправильно. Например, так: «Я поставил ботинки полку» или «Я посадила куклу за стул».


Как помочь ребёнку избавиться от таких ошибок? Очень полезно, играя или гуляя с малышом, наблюдая с ним вместе за тем, что происходит вокруг, задавать вопросы, в которых содержатся предлоги: «На чём растёт листик?», «В чём плавает рыбка?», «Под чем растёт гриб?» и т.п. Помогайте ребёнку правильно формулировать ответы на эти вопросы, например: «Листик растёт на дереве, «Рыбка плавает в пруду», «Гриб растёт под ёлочкой».


Существуют специальные дидактические игры и упражнения, которые помогают детям усвоить предлоги.


Найди котёнка!


Воспользуйтесь изображениями лесной полянки и комнаты, а также пары котят, которые «путешествуют» по ним (смотри приложение).

Убедившись, что ребёнок знает названия предметов, изображённых на картинке, взрослый помещает на неё котёнка и просит детей рассказать, где он находится. Дети отыскивают котёнка и говорят: «Котёнок на стуле», «Котёнок под деревом», «Котёнок у ручья» ит.д. Обратите внимание на то, что серый котёнок может «залезать» в места, недоступные рыжему, например, в шкаф, под стол… Кроме того, по картинке могут «путешествовать» и оба котёнка одновременно.


Поиграем в чепуху.


Взрослый обращается к детям: «Ребята, сейчас я буду произносить предложения, а вы слушайте внимательно, всё ли в них правильно. А если неправильно, то исправляйте ошибку».
«Цветы стоят на вазе». – «Неправильно! Цветы стоят в вазе».
«Маша с мамой идут на кино». – «Неправильно! Маша с мамой идут в кино».

Затем взрослый предлагает детям самим по очереди придумывать смешные предложения, в которых перепутаны предлоги. Остальные ребята ищут ошибку и исправляют её.


Выполнение действий.


Взрослый даёт задание одному ребёнку так, чтобы не слышали остальные. Ребёнок выполняет задание, а взрослый спрашивает детей, что сделал их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространённого предложения, например: «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину». – «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать» и т.д.


Солнечный зайчик.


Взрослый пускает зеркальцем солнечный зайчик и приговаривает:
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём его искать.

Взрослый говорит детям: «Ищите зайчика, а когда найдёте – ответьте, куда он спрятался».

Примеры ответов: зайчик на потолке, зайчик в углу.

Кто где живёт?


Взрослый показывает картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». – «Где живёт собака?» - «Собака живёт в конуре». – «Где живёт белка?» - «Белка живёт в дупле». И т.д.



Скажи, куда мы положили?


Один ребёнок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки (предметы). По сигналу ребёнок возвращается в комнату и ищет предмет. Отыскав, нужно описать, где находится пропажа.

Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: «Мяч под…, мяч за…» и т.д.


Найди такое дерево.


Эти игровые занятия проводятся на прогулке.
1. Взрослый показывает листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: «С берёзы», «С клёна» и т.д. Затем вместе они ищут на участке названное дерево.

2. Взрослый раздаёт детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руках, и назвать его: «такие же листья у берёзы, у клёна» и т.д.


Из чего сделан?


Взрослый демонстрирует мяч и спрашивает у детей: «Из чего сделан мяч?» - «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый». Далее дети сами определяют, из чего сделаны различные игрушки, и составляют предложение.

~