Очень часто родители замечают, что дети не могут правильно связывать слова между собой, не употребляют в своей речи предлоги или употребляют их неправильно. Например, так: «Я поставил ботинки полку» или «Я посадила куклу за стул».
Как помочь ребёнку избавиться от таких ошибок? Очень полезно, играя или гуляя с малышом, наблюдая с ним вместе за тем, что происходит вокруг, задавать вопросы, в которых содержатся предлоги: «На чём растёт листик?», «В чём плавает рыбка?», «Под чем растёт гриб?» и т.п. Помогайте ребёнку правильно формулировать ответы на эти вопросы, например: «Листик растёт на дереве, «Рыбка плавает в пруду», «Гриб растёт под ёлочкой».
Существуют специальные дидактические игры и упражнения, которые помогают детям усвоить предлоги.
Найди котёнка!
Убедившись, что ребёнок знает названия предметов, изображённых на картинке, взрослый помещает на неё котёнка и просит детей рассказать, где он находится. Дети отыскивают котёнка и говорят: «Котёнок на стуле», «Котёнок под деревом», «Котёнок у ручья» ит.д. Обратите внимание на то, что серый котёнок может «залезать» в места, недоступные рыжему, например, в шкаф, под стол… Кроме того, по картинке могут «путешествовать» и оба котёнка одновременно.
Поиграем в чепуху.
Затем взрослый предлагает детям самим по очереди придумывать смешные предложения, в которых перепутаны предлоги. Остальные ребята ищут ошибку и исправляют её.
Выполнение действий.
Взрослый даёт задание одному ребёнку так, чтобы не слышали остальные. Ребёнок выполняет задание, а взрослый спрашивает детей, что сделал их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространённого предложения, например: «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину». – «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать» и т.д.
Солнечный зайчик.
Примеры ответов: зайчик на потолке, зайчик в углу.
Кто где живёт?
Взрослый показывает картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». – «Где живёт собака?» - «Собака живёт в конуре». – «Где живёт белка?» - «Белка живёт в дупле». И т.д.
Скажи, куда мы положили?
Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: «Мяч под…, мяч за…» и т.д.
Найди такое дерево.
2. Взрослый раздаёт детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руках, и назвать его: «такие же листья у берёзы, у клёна» и т.д.
Из чего сделан?
Взрослый демонстрирует мяч и спрашивает у детей: «Из чего сделан мяч?» - «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый». Далее дети сами определяют, из чего сделаны различные игрушки, и составляют предложение.