Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это заблуждение! Знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умение выделять и различать звуки речи. Для того, чтобы правильно писать, ребенку необходимо представить, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношение взаимосвязано. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, искажает, либо заменяет.
Для того, чтобы выяснить, как ребенок воспринимает и различает звуки, предложите ему выполнить следующие задания:1. Повторить за вами слоги: са-ша; ша-са; ач-ащ; са-ца; ра-ла; ша-жа.
2. Проверить различает ли ребенок слова близкие по звучанию, но разные по смыслу. Выбрать нужную картинку среди: жук-сук, мишка-миска; коза-коса; трава-дрова, крыша-крыса.
3. Выявит степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та; ка-га-га; па-ба-ба; ма-на-на.
Затруднения при выполнении данных заданий указывают на снижение фонематического слуха!
Игры на развитие фонематических процессов
Игра «Не ошибись»
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Банан». Затем ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда услышит неправильное произношение данного слова. Затем произносит: «банан – банам – бамам – банан – баман – банан»
Игра «Цепочка слов»
Взрослый называет слово, ребенок определяет последний звук в слове и придумает слово, в котором этот звук стоит в начале (кот – танк – корка – аист ...)
Игра «Подскажи словечко»
Лежебока рыжий кот, отлежал себе ……. (живот);
Солнце светит очень ярко, бегемоту стало ……(жарко);
Кто альбом раскрасить наш? Ну, конечно, ……. (карандаш);
Серый волк в густом лесу встретил рыжую ……… (лису);
Для птенцов и для зверят тоже нужен детский …….. (сад);
Я сегодня утром рано умывался из под …… (крана).
Игра «Озорные звуки»
Взрослый читает ребенку двустишие и предлагает определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»
Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью еще штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей)
Игра «Поймай слово»
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в начале слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.
Только после того, как ребенок научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества и т.д.