Задачи:
Коррекционно – образовательные: - познакомить детей со звуками К – Кь;
- научить характеризовать звуки К – Кь по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить детей различать согласные звуки по принципу твёрдости – мягкости;
- познакомить с буквой К;
- формировать навыки словообразования с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- учить детей выделять первый звук в словах, выделять звуки в составе слова.
Коррекционно – развивающие:- развивать фонематический слух и восприятие у детей;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательная:- Формировать у детей самоконтроль за собственной речью;
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
- Воспитание активности, самостоятельности при выполнении заданий.
Оборудование: магнитная доска
, магнитные картинки: туча, инопланетянин, Колобок, девочка, кит, кот, ведро, игла, карандаш, арбуз; предметные картинки: киви, клубника, сок, сушки, яблоки, шоколад, конфеты; изображение буквы К.
Раздаточный материал: звуковые линейки на каждого ребёнка; фишки – символы звуков; карандаши; тетради.
Ход занятия:
1.Эмоциональный настрой.«Я сижу со спинкой ровной,
Прямо голову держу,
И за ножками слежу…»
«Зарядка для ума»- Какое домашнее животное даёт молоко? (корова)
- Колючее комнатное растение (кактус)
- При помощи чего рисуют красками? (кисточки)
- Ласковое домашнее животное? (кошка)
- Самое большое морское животное? (кит)
- Что вы обычно едите на завтрак? (кашу)
Логопед: С каких звуков начинались ваши слова – ответы? (К – Кь)
2. Закрепление звуков К – Кь - Посмотрите на доску. Что вы видите в левом верхнем углу (туча) Как стучат крупные капли дождя? (К – К – К) Мелкие капли? (кь – кь – кь) В правом верхнем изображен… (Юпик). У него в руках две фишки: синего и зелёного цвета. Синяя фишка обозначает сегодня звук
.. (К) А зелёная? (Кь)
Что мы знаем о звуке К? Он какой? (согласный, твёрдый, глухой) А о звуке Кь? (согласный, мягкий, глухой) Какой фишкой мы обозначаем звук К? (синей) Звук Кь? (зелёной)
- Посмотрите на картинку. Кто мокнет под дождём? Послушайте, как о них сказано в стихотворении:
Дождь по листьям: - кап – кап – кап! -
Разбудил лягушку.
А лягушка: - ква – ква – ква! -
Позвала кукушку.
А кукушка: - ку - ку – ку! –
Закричала на суку!
Целый день по лесу: Кап – кап – кап!
Ква – ква – ква!
Ку – ку – ку!
Расскажем стихотворение вместе. Покажем пальчиками звуки дождя, кукушки и лягушки.
(«дождь» – стучат подушечками пальцев по столу; «лягушка» – соединяют большой палец с остальными; «кукушка» – соединяют большой палец с указательным)
3. Введение в тему
- Мука, испеки, печка, румяненький, покатился, песенка. Из какой русской народной сказки эти слова? («Колобок»)
(логопед выставляет картинку с изображением колобка на доску) - Какой первый звук в этом слове? (К) Последний? (К) Сколько звуков К в этом слове? (2)
Я сегодня предлагаю вам сочинить новую сказку о Колобке. А вы мне поможете в этом?
- Однажды румяный, пригожий колобок собрался в гости к своей подружке. Покатился он по дорожке. Катится, катится - а на пути море, широкое, глубокое. Плывёт по морю кит (выставляет картинку с изображением кита). Кит говорит колобку: «Составишь схему моего слова – я тебя перевезу на другой берег» Давайте поможем Колобку и выложим схему слова «кит»
(один ребёнок выполняет анализ слова с помощью логопеда на доске, остальные самостоятельно, затем сравнивают полученную схему)- Кит перевёз колобка на другой берег. Катится Колобок, катится – перед ним три дорожки, по какой ему идти дальше, он не знает. Видит, сидит кот (выставляет картинку с изображением кота)
Кот говорит колобку: «Если составишь схему моего слова – покажу твою дорожку»
(Дети составляют схему слова «кот», затем логопед предлагает детям сравнить схемы и найти различие) 4. Физминутка
«Встаньте дружно, потянитесь,
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А теперь присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь,
И друг другу улыбнитесь
5. Дифференциация звуков «к» - «кь»
- Покатился колобок дальше. Но в гости принято ходить с гостинцами. Давайте поможем Колобку выбрать гостинцы для его подружки.
- Возьмите в руки фишки синего и зелёного цвета. Это будут ваши «деньги». Вы приходите ко мне в «магазин» и покупаете на них какой – либо товар. Если в названии выбранного товара есть звук «к», вы отдаёте мне фишку синего цвета, если звук «кь» - то зелёного.
(на доску выставляются картинки: булочки, конфеты, яблоки, киви, персик, клубника, сушки, сок)
6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Покатился колобок дальше и добрался, наконец, к домику своей подружки. Как её зовут, мы узнаем, если соединим первые звуки названий этих картинок (ведро, иголка, карандаш, арбуз).
Правильно, её зовут Вика.
7. Знакомство с буквой К.
- Вика была очень рада видеть Колобка, и она подарила ему на память, букву К. Вот так она выглядит
(Логопед демонстрирует букву). Сколько элементов у буквы К? Какие это элементы?
Два столбика стояли рядом.
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.
- Я предлагаю вам поселить букву К в наш буквенный город. В какой домик мы её поселим? (с сине – зелёной крышей). Почему? (он обозначает два звука: К и Кь).
А за то, что мы помогли Колобку добраться до Вики, он тоже нам решил сделать подарок. Он напечатал у вас в тетрадях свою любимую букву К. Но Колобок очень торопился, и поэтому сделал несколько ошибок. Я предлагаю вам исправить ошибки Колобка.
(дети в тетрадях находят неправильно напечатанную букву и зачёркивают её.)8. Итог занятия.
Вот и подошло наше путешествие к концу. С какими звуками мы сегодня познакомились? С какой буквой?