Конспект групповой НОД «Зима. Зимние забавы»

Задачи:


Коррекционно-образовательные:
· Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах;
· Активизировать и расширить словарь по теме за счёт слов-действий, слов-признаков;
· Совершенствовать грамматический строй речи;
· Формировать навыки словоизменения и словообразования;
· Закрепить и совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:
· Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память;
· Развивать оптико-пространственные представления, зрительный анализ и синтез;
· Развивать диалогическую речь.

Коррекционно – воспитательные:
· Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи;
· Воспитывать устойчивый интерес к занятиям; личностные качества: активность, любознательность; самостоятельность.

Оборудование:
Доска магнитная, модули (оформленные под пеньки), фланелеграф, ноутбук, Костюмы Зимушки и Снеговика, снежинки, конверты с загадками, предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик); картинки снеговиков с недостающими деталями, разноцветные фишки для звукового анализа, плоскостные буквы для фланелеграфа, «Волшебный снежок», колокольчик, цветные карандаши.

Предварительная работа:
Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход занятия:


Организационный момент.
Дети входят, здороваются. Логопед сообщает детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

Знакомство с темой.
- Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно:
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
- О каком времени года эта загадка? (О зиме). Верно, и говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.
- Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на пенёк. ( Дети отвечают и садятся на «пеньки»).
Звенит колокольчик. Входит Зимушка, здоровается:
Я зимушка холодная,
Из кружев мой наряд.
Пришла к вам на занятие
В чудесный детский сад.

Образование относительных прилагательных.
- Зимушка, а ты с нами поиграешь?
Зимушка: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная), мороз – (морозная),ветер – (ветреная), стужа – (студёная); холод – (холодная) и т.д.

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Игра «Назови ласково».
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка). Предлагаю назвать ласково «зимние» слова: мороз – (морозец),лёд – (ледок), холод – (холодок),снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег – (снежок) и т.д.

Дыхательные упражнения
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
Зимушка: «Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
- А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

Развитие логического мышления

- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Но только где же наши загадки?
Зимушка: Вот они. Я их спрятала под снежинками. Выбирайте загадки.
(Дети подходят к столу и выбирают конверты с загадками).
Логопед читает:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).
В дверь стучат. Входит Снеговик, здоровается.
«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.
Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.
И ведро на голове, и метла в моей руке.
Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.

Употребление существительных в родительном падеже

Игра «Что забыл нарисовать художник?»
- Снеговик, ты словно с нашей картинки сошел.
Снеговик: Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки.
(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

Физкультминутка

Снеговик: Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок и выполняют движения).
«Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (имитируют)
Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (имитируют)
И играем все в снежки. (лепят и бросают снежки)

Образование родственных слов

Игра «Доскажи словечко».
- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Зимушка: Давайте поиграем со словом «снег».
(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
- Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

Развитие слухового внимания

Игра «Найди лишнее слово».
Снеговик: Вы так хорошо играли с Зимушкой. А теперь поиграйте со мной. Послушайте и найдите лишнее слово.
(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)
«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».
«Снег, снегирь, снасти, снеговик».
«Холод, хороший, холодильник, холодок».
«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

Развитие навыка звуко-слогового анализа


Игра «Собери слово».
- Наши дети скоро в школу собираются. Они много занимаются и уже многому научились. Логопед предлагает провести звуковой анализ слова «ЗИМА», определить количество слогов в слове.

Итог занятия


- Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Зимушка и Снеговик благодарят детей за интересное занятие,прощаются и уходят.
~