Задачи:
Коррекционно – образовательные: · Познакомить со звуком и буквой [Б];
· Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;
· Закрепить представление о космосе, уточнить и расширить словарь по теме.
Коррекционно – развивающие:· Развивать фонематический слух и восприятие у детей;
· Развивать навыки звукового анализа и синтеза;
· Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
· Развивать восприятие, мышление, внимание, память,
воображение.
Коррекционно – воспитательные:· Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, активизация речевых навыков, умения вести диалог и полилог.
Оборудование: артикуляционный профиль звука [Б], элементы буквы Б для конструирования, демонстрационные картины на тему «Космос»; предметные картинки на мольберте (барабан, улитка, машина, самолет); музыкальная фонограмма Space – Magic Fly для физминутки; простые карандаши и заготовки для обводки по контуру (по количеству детей); оборудование для демонстрации мультимедийной презентации.
Предварительная работа: Чтение детям познавательной литературы о космосе, рассматривание с детьми иллюстраций на тему «Космос», совместный просмотр презентаций по теме.
Ход занятия
Активизация самостоятельных рассуждений детей
– Дети, какой праздник наша страна отмечала в выходной день? (День космонавтики). Почему люди празднуют этот день? (ответы и предположения детей).
- Человек умеет летать. Может ли такое быть на самом деле и почему? Докажите (ответы, рассуждения и доказательства детей).
- Мы с вами - космонавты. Может ли такое быть на самом деле и почему? Докажите (ответы, рассуждения и доказательства детей).
Вот и я предлагаю вам сегодня совершить космический полет «понарошку»: девочки отправятся на свои места, как ракеты, а мальчики – стартуют, как космические корабли!
Развитие высших психических функций и мелкой моторики, подготовка артикуляционного аппарата- Запускаем приборы нашего корабля (артикуляционное упражнение «Лошадка скачет по дорожке»). Проверяем исправность двигателя (артикуляционные упражнение «Сердитый индюк»). Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива (артикуляционное упражнение «Накажи непослушный язык»). Проверяем двигатель повторно (артикуляционное упражнение «Барабан»).
- 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-Старт! (упражнение на закрепление обратного счета и развитие мелкой моторики «Пальчики здороваются»).
Сообщение темы занятия- Внимание! На пути – представитель внеземной цивилизации – инопланетянин (житель другой,
иной планеты). Он что-то говорит (
Ба-бу-бы…) Ничего не понятно, кроме того, что у него есть любимый звук, какой? [Б]. Ваша задача – объяснить, что такое звуки, буквы, с помощью чего общаются люди (объяснения детей по схеме с артикуляционным профилем).
Развитие слухового внимания и восприятия, создание ситуации для детей, в которой требуется отстоять собственную точку зрения - На нашем корабле есть хороший запас продуктов. «Возьмите» (хлопните в ладоши, когда услышите звук [Б]) только те продукты, в названиях которых есть звук [Б]:
Банан-салат-бутерброд-балалайка; колбаса-баранки-барабан-ватрушки; молоко-бульон-мармелад-батон. - Почему ты хлопнул в ладоши, «взял с собою …»? Докажи (При этом логопед сталкивает детей с противоречиями, например, если в слове
балалайка слышится звук [Б], значит его нужно брать? Это продукт?)
Развитие фонематического анализа и синтеза слов - Имя нашего нового друга строго засекречено! Подумайте, как его можно расшифровать?
- Назовите картинки на доске. Определите первые звуки в словах. А если я попросила назвать эти звуки в определённом порядке, наверное, они что-то означают? Прочитайте его имя по первым звукам картинок (
барабан, улитка, машина, слон) БУМС.
Работа с графическим изображением звука- Ребята, какой звук у нас сегодня главный в путешествии? [Б]
. А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначается этот звук? Вот и Бумсу хочется познакомиться с буквой, с которой начинается его имя. (Логопед открывает ранее закрытую букву). - - Что вам напоминает эта буква?
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить её.
Физминутка «Космическая дискотека»- Изобразите, как танцевали бы марсиане, если бы у них двигалась только голова? Плечи? Руки? Ноги? А как по-другому можно танцевать под эту музыку? Придумайте свое движение, непохожее на танец других детей.
Автоматизация произношения звука [Б] в словах- Космические пираты украли с планеты Бумса, все предметы, в названии которых есть звук [Б]. Помогите вернуть эти предметы на планету.
(Работа парами. Необходимо из ряда картинок выбрать только те, в названии которых есть звук [Б])Развитие грамматического строя речи- Бумс ещё недостаточно изучил наш язык, и иногда может ошибаться. Подскажите, как правильно? (
Отправляемся полет в мы. Ракета со мчится скоростью звука)Развитие зрительной координации и мелкой моторики на письме- Нам пора возвращаться на Землю. Сделайте запись в бортовых журналах о полете. Поместите карандаши-ракеты в центр листа. Обведите контур «дорожки». Внимание: «ракеты» нельзя останавливать и нельзя отрывать от «дорожки». Бортовые журналы разворачивать на столе тоже нельзя
Итог занятия - Что понравилось, запомнилось в полете больше всего? Подумайте, как можно смастерить ракету? Из чего и каким способом вы бы это сделали?