Конспект групповой НОД «Путешествие к звездам»

Задачи:


Коррекционно – образовательные:
· Познакомить со звуком и буквой [Б];
· Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;
· Закрепить представление о космосе, уточнить и расширить словарь по теме.

Коррекционно – развивающие:
· Развивать фонематический слух и восприятие у детей;
· Развивать навыки звукового анализа и синтеза;
· Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
· Развивать восприятие, мышление, внимание, память, воображение.


Коррекционно – воспитательные:
· Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, активизация речевых навыков, умения вести диалог и полилог.

Оборудование: артикуляционный профиль звука [Б], элементы буквы Б для конструирования, демонстрационные картины на тему «Космос»; предметные картинки на мольберте (барабан, улитка, машина, самолет); музыкальная фонограмма Space – Magic Fly для физминутки; простые карандаши и заготовки для обводки по контуру (по количеству детей); оборудование для демонстрации мультимедийной презентации.

Предварительная работа:
Чтение детям познавательной литературы о космосе, рассматривание с детьми иллюстраций на тему «Космос», совместный просмотр презентаций по теме.

Ход занятия


Активизация самостоятельных рассуждений детей

– Дети, какой праздник наша страна отмечала в выходной день? (День космонавтики). Почему люди празднуют этот день? (ответы и предположения детей).
- Человек умеет летать. Может ли такое быть на самом деле и почему? Докажите (ответы, рассуждения и доказательства детей).
- Мы с вами - космонавты. Может ли такое быть на самом деле и почему? Докажите (ответы, рассуждения и доказательства детей).
Вот и я предлагаю вам сегодня совершить космический полет «понарошку»: девочки отправятся на свои места, как ракеты, а мальчики – стартуют, как космические корабли!

Развитие высших психических функций и мелкой моторики, подготовка артикуляционного аппарата
- Запускаем приборы нашего корабля (артикуляционное упражнение «Лошадка скачет по дорожке»). Проверяем исправность двигателя (артикуляционные упражнение «Сердитый индюк»). Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива (артикуляционное упражнение «Накажи непослушный язык»). Проверяем двигатель повторно (артикуляционное упражнение «Барабан»).
- 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-Старт! (упражнение на закрепление обратного счета и развитие мелкой моторики «Пальчики здороваются»).

Сообщение темы занятия
- Внимание! На пути – представитель внеземной цивилизации – инопланетянин (житель другой, иной планеты). Он что-то говорит (Ба-бу-бы…) Ничего не понятно, кроме того, что у него есть любимый звук, какой? [Б]. Ваша задача – объяснить, что такое звуки, буквы, с помощью чего общаются люди (объяснения детей по схеме с артикуляционным профилем).

Развитие слухового внимания и восприятия, создание ситуации для детей, в которой требуется отстоять собственную точку зрения

- На нашем корабле есть хороший запас продуктов. «Возьмите» (хлопните в ладоши, когда услышите звук [Б]) только те продукты, в названиях которых есть звук [Б]:
Банан-салат-бутерброд-балалайка; колбаса-баранки-барабан-ватрушки; молоко-бульон-мармелад-батон.
- Почему ты хлопнул в ладоши, «взял с собою …»? Докажи (При этом логопед сталкивает детей с противоречиями, например, если в слове балалайка слышится звук [Б], значит его нужно брать? Это продукт?)

Развитие фонематического анализа и синтеза слов
- Имя нашего нового друга строго засекречено! Подумайте, как его можно расшифровать?
- Назовите картинки на доске. Определите первые звуки в словах. А если я попросила назвать эти звуки в определённом порядке, наверное, они что-то означают? Прочитайте его имя по первым звукам картинок (барабан, улитка, машина, слон) БУМС.

Работа с графическим изображением звука
- Ребята, какой звук у нас сегодня главный в путешествии? [Б]. А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначается этот звук? Вот и Бумсу хочется познакомиться с буквой, с которой начинается его имя. (Логопед открывает ранее закрытую букву). - - Что вам напоминает эта буква?
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить её.

Физминутка «Космическая дискотека»
- Изобразите, как танцевали бы марсиане, если бы у них двигалась только голова? Плечи? Руки? Ноги? А как по-другому можно танцевать под эту музыку? Придумайте свое движение, непохожее на танец других детей.


Автоматизация произношения звука [Б] в словах
- Космические пираты украли с планеты Бумса, все предметы, в названии которых есть звук [Б]. Помогите вернуть эти предметы на планету. (Работа парами. Необходимо из ряда картинок выбрать только те, в названии которых есть звук [Б])

Развитие грамматического строя речи
- Бумс ещё недостаточно изучил наш язык, и иногда может ошибаться. Подскажите, как правильно? (Отправляемся полет в мы. Ракета со мчится скоростью звука)

Развитие зрительной координации и мелкой моторики на письме
- Нам пора возвращаться на Землю. Сделайте запись в бортовых журналах о полете. Поместите карандаши-ракеты в центр листа. Обведите контур «дорожки». Внимание: «ракеты» нельзя останавливать и нельзя отрывать от «дорожки». Бортовые журналы разворачивать на столе тоже нельзя

Итог занятия
- Что понравилось, запомнилось в полете больше всего? Подумайте, как можно смастерить ракету? Из чего и каким способом вы бы это сделали?

~