Конспект групповой НОД «Зимующие птицы»

Задачи:


Коррекционно-образовательные:
· Обобщить и уточнить знания детей о зимующих птицах;
· Активизировать и расширять словарь по теме;
· Закрепить в речи названия зимующих птиц, их частей тела;
· Закрепить обобщающее понятие "Зимующие птицы";
· Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов

Коррекционно-развивающие:
· Развивать мышление детей на материале описательных загадок;
· Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
· Развивать связную речь детей;
· Развивать зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику;
· Развивать слуховое и зрительное внимание

Коррекционно – воспитательные:
· Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему миру;
· Воспитывать устойчивый интерес к занятиям; личностные качества: активность, любознательность; самостоятельность; умение слушать и вести диалог

Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц, фигурка птицы, кормушка, сюжетные картинки


Ход занятия


Организационный момент
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»
(Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка - Это…(Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
- Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)

Активизация словаря по теме

- Как вы видите, к нам на занятие прилетели птицы. Но одна из этих птиц заблудилась. Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят птицу - журавль) Почему? (она перелётная)
- Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах…. Что значит «зимующие»? (ответы детей)
- Правильно, это птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц. (Дети называют птиц)


Подбор слов – антонимов. Закрепление названий частей тела птиц
- У птиц, как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть…(голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы….
- Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
«Скажи наоборот»
- Посмотрите, ребята, не смотря на то, что у птиц есть много общего, они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Воробей маленький, а ворона…
Голубь тяжёлый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
(когда педагог произносит название той или иной птицы, он показывает соответствующую картинку)

Физминутка
Пальчиковая игра «Дятел»
Игра «Улетают – не улетают»
(Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями, если дети слышат название зимующей птицы, они обнимают себя руками и садятся («согревают»))

Упражнение в образовании приставочных глаголов
- Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).
- А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).
Люди стараются развешивать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
- Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего можно изготавливать кормушки? (ответы детей)
Далее педагог предлагает поиграть с фигуркой птички, называя словами её действия.
Упражнение «Подбери слова»
- Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?). подлетела.
Другие птицы от кормушки (что сделали?) … отлетели.
Шустрая птичка в кормушку (что сделала?) залетела.
Потом она из кормушки (что сделала?… вылетела.
Кормушку вокруг (что сделала?)… облетела.
Схватила птичка зёрнышко с кормушки и дальше (что сделала?)… полетела.
(Затем педагог лишь демонстрирует действия птички, а дети сами комментируют их)

Развитие связной речи
- Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)
Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком (педагог выставляет сюжетные картинки по тексту):
«Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму».
Вопросы к тексту:
- Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?
(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)

Итог занятия
- Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются? Как люди помогают зимующим птицам? Из чего можно изготовить кормушки?
Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?
~