Цель: закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории».
Задачи:
Коррекционно - образовательные: Продолжать учить различать гласные, согласные, твердые и мягкие звуки;
Закреплять умения детей определять первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком;
Учить детей проводить звуковой анализ слов;
Упражнять в подборе слов к звуковым схемам, определять ударный слог;
Упражнять в составлении предложения.
Коррекционно - развивающие: Развивать навыки звукового анализа;
Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Коррекционно - воспитательные: Воспитывать устойчивый интерес к занятиям; личностные качества: активность, любознательность; самостоятельность; умение слушать и вести диалог.
Демонстрационный материал: 3 замка (красный, зленный, синий), 5-ти звуковая схема, фишки, обозначающие гласные и согласные звуки; звуковые схемы, предметные картинки (ручка, лук, чайник, утюг).
Раздаточный материал: 5-ти звуковая схема, фишки красного, зеленого, синего цвета.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Ребята, я вам сейчас расскажу сказку, для этого вам необходимо сесть поудобнее и внимательно слушать.
(
Дети рассаживаются на ковре вокруг воспитателя).2. Основная часть.
- Жили – были в Звуковом царстве две принцессы Гласа и Согласа. У принцесс было много слуг – Звуковичков, которые жили в своих замках.
(На мольберте представлены три замка: красный, синий, зеленый) - У Гласы – какие звуки? (Гласные звуки). Назовите гласные звуки.
(Дети произносят гласные звуки, берут соответствующие фишки и выставляют в красный замок) - А у Согласы – какие звуки? (Согласные мягкие и твердые звуки).
- Произнесите мягкие согласные звуки.
(Дети произносят мягкие согласные звуки, берут соответствующие фишки и выставляют в зеленый замок). - Произнесите твердые согласные звуки.
(Дети произносят твердые согласные звуки, берут соответствующие фишки и выставляют в синий замок). - И вот однажды, на Звуковое царство напал дракон, заколдовал принцесс и всех звуковичков, спрятал их в темнице и сломал ручку от двери, чтобы никто не смог войти освободить их. Кого только не звали на помощь! Никто не мог справиться с драконом.
- Не попробовать ли нам сразиться с ним? Чтобы с ним справиться, какими надо быть? Ну что, мы готовы сразиться с Драконом? (ответы детей)
- Ребята волшебство можно победить, если правильно выполнить задания. Как вы понимаете значение слово «ручка»? (Ручка у двери, ручка в руке ученика, ручка у посуды).
(Воспитатель выставляет предметные картинки: ручка от двери, ручка у чайника, ручка для письма).- Составьте предложения по картинкам (ответы детей).
Звуковой анализ слова «ручка»- Для того, чтобы освободить принцесс и звуковичков, предлагаю вам составить схему слова «ручка»
(Дети выделяют каждый звук, характеризуют его, обозначают соответствующей фишкой, делят слово ручка на слоги, определяют ударный слог). - Ребята, принцесс и звуковичков мы освободили, но почему-то стало темно во всех замках. Оказывается, Дракон сторожил кого-то в пещере. Кого же? Давайте узнаем.
Игровое упражнение «Зашифрованное слово»(На доске, вывешены предметные картинки: лук, утюг, чайник). - Составьте слово по первым звукам в названиях предметов, которые вы видите на картинках.
(Дети определяют первый звук в названиях предметов, и отгадывают зашифрованное слово- «луч»)Физкультминутка «Дружно встали на разминку».Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку,
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри
(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу)
Наклоняемся вперед
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Дружно делаем по счету.
(Наклоны вперед).
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы) - Дракон закрыл в пещере луч солнца, хотел, чтобы в Звуковом царстве не было света, и все спали.
(На доске представлены 3 звуковые схемы (из 4-х звуков – луч, из 5-и звуков – лучик, из 6-и звуков – лучики)Игровое упражнение «Подбери слова к звуковой схеме»- Ребята, чтобы луч солнца осветил замки, мо должны изменить слово «луч» так, чтобы подходило к каждой звуковой схеме.
(Дети подбирают слова к звуковой схеме)- Какое слово подходит к первой звуковой схеме? (лучи)
- Почему вы так думаете? (Потому что в слове «лучи» четыре звука).
- Измените слово «луч», чтобы подходило ко второй звуковой схеме (лучик).
- Измените слово «луч», чтобы подходило к третьей звуковой схеме. (лучики)
Игровое упражнение «Определи ударный слог»- Ребята, чтобы луч солнца светил всегда, ззакрепим все три слова ударениями.
(Дети определяют ударный слог в словах лучи, лучик, лучики).- Вот и сразили мы Дракона, в Звуковом царстве стало светло и радостно. Принцессы и звуковички стали жить дружно и мирно. Но что же нам сделать для того, чтобы дракон больше никого не обидел и стал добрым?
(ответы детей)Игровое упражнение «Придумай слова с заданным звуком»- Ребята, послушайте слова, и скажите, какой звук встречается в этих словах чаще остальных. (слова: ручка, луч, звуковички, чайник). Правильно, звук Ч.
- Что вы знаете об этом звуке (звук Ч всегда мягкий согласный).
- Назовите слова со звуком Ч и определите, где он находится: в начале, в середине или в конце слова. Я предлагаю за каждый правильный ваш ответ положить фишку в волшебный мешок и отправить Дракону, для того чтобы он был добрым, никого не обижал и со всеми дружил.
(Дети называют слова со звуком Ч, за каждый правильный ответ кладет в мешочек фишки) 3. Итог занятия.
- Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? Что нового вы узнали? (ответы детей) Мне больше всего понравилось, как вы дружно сражались с Драконом, старались и выполняли задания.